11.08.2021
Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не
успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш,
каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем,
делать за него то, с чем он уже может справиться самостоятельно.
Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто
ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым,
ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к
этому.
Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка,
его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его
характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период
возрастных кризисов. Чтобы не выдвигать ребенку непосильные требования, и в то
же время не отставать от его реальных возможностей, надо знать о характерных
возрастных особенностях.
В возрасте 2 – 3 лет малыш еще не может управлять собой по
собственному желанию, его поведение носит непроизвольный характер. Он очень
эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с
одного эмоционального состояния на другое.
Теперь ребенку уже нужно объяснять правила поведения, да он
и сам стремится быть хорошим и во всем походить на вас. Постоянно следите за
тем, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками. Ребенок все видит,
все слышит, все запоминает и подражает вам в каждой мелочи.
На третьем году ребенок может самостоятельно одеться,
раздеться, умыться; рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть
аккуратно и пользоваться столовыми приборами.
Иногда дети 2-3 лет отказываются от самостоятельных действий,
требуя, чтобы их кормили, одевали и т.д. Необходимо понять причины такого
поведения: если это каприз - проявите твердость, если ребенку стало скучно -
своевременно усложните требования к нему. Не задерживайтесь на том, что
уже усвоено ребенком, идите дальше. А может быть, ребенку не хватает вашей
любви, он ревнует вас и подсознательно стремится стать "маленьким",
беспомощным, вернуть то время, когда мама принадлежала только ему.
Третий год в жизни ребенка называют кризисным (кризис 3 лет),
так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как
личности. Он сознательно говорит "я": "Я не хочу, я не
буду!" Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит оттого, что
его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так
как он становится обидчивым. Теперь ребенку нужно все разъяснять.
Без умения договориться с ребенком, ваша жизнь может стать очень
трудной, а в ребенке будут формироваться неблагоприятные черты характера.
Ребенок со сломленным "я", возможно, и станет послушным; он будет во
всем подчиняться вам, а когда выйдет из-под вашего "крыла", будет
искать другое, и еще не известно, окажется ли оно столь же добрым и любящим. Но
в любом случае вырастит человек со слабой волей, со сломленным достоинством, с
комплексами неполноценности. Старайтесь уважатьжелания, настроения,
интересы своего ребенка, но в пределах разумного.
Активно развивается речь ребенка. Если вы правильно
занимались с ребенком, то он, конечно, хорошо понимает вас, разговаривает все
лучше и лучше. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда
правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все еще с
некоторыми дефектами. Однако родители уже не должны умиляться этому, а тактично
поправлять ребенка.
В этом возрасте речь ребенка становится основным средством
общения не только со взрослыми, но и с детьми. Характерной особенностью
речи ребенка 2-3 лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью
всех действий, игровых ситуаций. Такое впечатление, что ребенок не замолкает ни
на секунду. Это часто раздражает родителей, и они даже пытаются остановить этот
речевой поток. Делать этого ни в коем случае нельзя, ведь ребенок неосознанно
тренирует речевую функцию.
Требуют большого терпения и многочисленные вопросы ребенка: как,
зачем, когда, почему? Если вы отвечаете, глубоко вникая в то, что ребенка
заинтересовало, - глубоко мыслить будет и он; отвечаете поверхностно,
отмахнувшись, - поверхностен и он будет. Эти детские вопросы означают
скачок в интеллектуальном развитии: ребенок сравнивает, сопоставляет, обобщает,
запоминает.
К концу третьего года жизни любимыми играми детей
становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль,
изображая из себя маму, папу, воспитательницу, и в точности повторяет позу,
жесты, мимику, речь. Поэтому в присутствии ребенка обращайте внимание на свое
поведение, на свою речь, жесты и т. д. Ведь недаром говорят, что дети - зеркало
взрослых. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном
развитии малыша.
Среди мыслительных операций важнейшими являются:
называние цвета (желтый, красный, синий, зеленый),
выделение величины (большой, поменьше, маленький),
называние формы (круг, квадрат, треугольник),
расположения предмета в пространстве (близко, далеко, высоко,
низко, спереди, сзади);
сравнение по цвету, форме, размеру;
координация движений рук и зрения;
формирование понятий «много», «мало», «один».
Вам как родителям важно:
Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно,
хотя и утомительно. Поэтому вам нужно по возможности организовывать безопасное
пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию
для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы будете его партнером по
игре.
Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом:
пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими
различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!
Чаще разговаривать с малышом, читать ему книжки, обсуждать
то, что он видел или делал.
Предоставлять возможности для самых разных игр с предметами.
Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой,
разбирать на части, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года
малыш нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужно
доброжелательное сотрудничество.
Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. Понимать его
эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте
ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.
Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать
малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская
тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое
происходит в этом возрасте через постоянное исследование нового.
Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка.
Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него
задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно
проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или
переключить его внимание.
Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни
является обязательное подкрепление всего увиденного им другими
методами. Например, вы были с ребенком в зоопарке - закрепите его впечатления
при помощи рассматривания и обсуждения книг с картинками о животных, попробуйте
вместе с ребенком изобразить действия некоторых из них, и т. п.