0 СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ Пояснительная записка 1. 2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ Цели и задачи воспитания Направления воспитания Целевые ориентиры воспитания Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам) Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ Уклад Воспитывающая среда ДОУ Общности ДОУ Решение задач воспитания в рамках образовательной области Формы совместной деятельности в образовательной организации Работа с родителями (законными представителями) воспитанников События ДОУ Совместная деятельность в образовательных ситуациях Календарно тематический план воспитательной работы Организация предметно-пространственная среда ДОУ Социальное партнерство 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ Кадровое обеспечение Нормативно-методическое обеспечение Информационное обеспечение реализации Программы воспитания 2 3 3 6 6 7 8 8 11 12 13 15 16 16 17 17 20 21 23 23 24 24 1 Пояснительная записка Рабочая программа воспитания (далее Программа воспитания) МАДОУ «Тугнуйский детский сад «Колобок» составлена на основе Федеральной рабочей программы воспитания (ФОП ДО, пункт 29), основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке. Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют традиционные ценности российского общества. Традиционные ценности — это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России. Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Рабочая программа воспитания входит в «Содержательный раздел» основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Тугнуйский детский сад «Колобок». Структура Программы воспитания включает три раздела: целевой, содержательный и организационный, содержание которых представлено цитированием содержания и указанием ссылок на соответствующие разделы и страницы текста Федеральной рабочей программывоспитания ФОП ДО. 2 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ. Цели и задачи воспитания. Общая цель воспитания в ДОУ- личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает: 1) формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения; 2) формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе; 3) становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами. Общие задачи воспитания в ДОУ: 1) содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; 2) способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; 3) создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию; 4) осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей. Направления воспитания. Патриотическое направление воспитания. 1) Цель патриотического направления воспитания - содействовать формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны. 2) Ценности - Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Чувство патриотизма возникает у ребёнка вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране — России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к своему народу. 3) Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и её уклада, народных и семейных традиций. 4) Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование 3 «патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере); «патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины); «патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем - на развитие всего своего населенного пункта, района, края. Отчизны в целом). Духовно-нравственное направление воспитания. 1) Цель духовно-нравственного направления воспитания формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению. 2) Ценности - жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовно нравственного направления воспитания. 3) Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно-смысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах. Социальное направление воспитания. 1) Цель социального направления воспитания - формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми. 2) Ценности - семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания. 3) В дошкольном детстве ребёнок начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах других людей. Формирование ценностносмыслового отношения ребёнка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором проявляется личная социальная инициатива ребёнка в детско- взрослых и детских общностях. 4) Важной составляющей социального воспитания является освоение ребёнком моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребёнком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений, формированием навыка культурного поведения. Познавательное направление воспитания. 1) Цель познавательного направления воспитания -формирование ценности познания. 2) Ценность - познание лежит в основе познавательного 4 направления воспитания. 3) В ДОУ проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает все стороны воспитательного процесса и является непременным условием формирования умственных качеств личности, самостоятельности и инициативности ребёнка. Познавательное и духовно-нравственное воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как знания наук и незнание добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребёнка. 4) Значимым является воспитание у ребёнка стремления к истине, становление целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека. Физическое и оздоровительное направление воспитания. 1) Цель физического и оздоровительного воспитания формирование ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности. 2) Ценности - жизнь и здоровье лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания. 3) Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека. Трудовое направление воспитания. 1) Цель трудового воспитания - формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребёнка к труду. 2) Ценность-труд лежит в основе трудового направления воспитания. 3) Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия. Эстетическое направление воспитания. 1) Цель эстетического направления воспитания - способствовать становлению у ребёнка ценностного отношения к красоте. 2) Ценности - культура, красота, лежат в основе эстетического направления воспитания. 3) Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения творить. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющих внутреннего мира ребёнка. Искусство делает ребёнка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса. 5 Целевые ориентиры воспитания. 1) Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и развития ребёнка. Поэтому планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров как обобщенные «портреты» ребёнка к концу раннего и дошкольного возрастов. 2) В соответствии с ФГОС ДО оценка результатов воспитательной работы не осуществляется. Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам) Направление воспитания Патриотическое Духовно нравственное Социальное Познавательное Физическое и оздоровительное Трудовое Эстетическое Ценности Целевыеориентиры Родина, природа Жизнь, милосердие, добро Человек, семья, дружба, сотрудни чество Проявляющий привязанность к близким людям, бережное отношение к живому Способный понять и принять, что такое «хорошо»и «плохо». Проявляющий сочувствие, доброту. Познание Здоровье, жизнь Труд Культура и красота Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых. Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними. Проявляющий позицию «я сам!». Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Проявляющий интерес к окружающему миру. Любознательный, активный в поведениии деятельности. Понимающий ценность жизни и здоровья, владеющий основными способами укрепления здоровья - физическая культура, закаливание, утренняя гимнастика, личная гигиена, безопасное поведение и другое; стремящийся к сбережению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества. Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке. Стремящийся помогать старшим в доступных трудовых действиях. Стремящийся к результативности, самостоятельности, ответственности в самообслуживании, в быту, в игровой и других видах деятельности (конструирование, лепка, художественный труд, детский дизайн и другое). Проявляющий эмоциональную отзывчивость на красоту в окружающем мире и искусстве. Способный к творческой деятельности (изобразительной, декоративно - оформительской, музыкальной, словесно - речевой, театрализованной и другое). 6 Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы. Направление воспитания Патриотическое Духовно нравственное Ценности Целевые ориентиры Родина, природа Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране - России, испытывающий чувство Привязанности к родному дому, семье, близким людям. Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку. Способный не оставаться равнодушным к чужому горю, проявлять заботу; Самостоятельно различающий основные отрицательные и положительные человеческие качества, иногда прибегая к помощи взрослого в ситуациях морального выбора. Проявляющий ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Владеющий основами речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом. Проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании. Обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей. Понимающий ценность жизни, владеющий основными способами укрепления здоровья - занятия физической культурой, закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены и безопасного поведения и другое; стремящийся к сбережению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества. Демонстрирующий потребность в двигательной деятельности. Имеющий представление о некоторых видах спорта и активного отдыха. Жизнь, милосердие, добро Социальное Человек, семья, дружба, сотрудничество Познавательное Познание Физическое и оздоровительное Здоровье, жизнь 7 Трудовое Труд Эстетическое Культура и красота Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности. Проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве. Стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности. 2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ. Уклад Уклад - это установившийся порядок жизни ДОУ. Он определяет мировосприятие, гармонизацию интересов и возможностей совместной деятельности детских, взрослых и детско-взрослых общностей в пространстве дошкольного образования. Уклад ДОУ задает и удерживает ценности воспитания для всех участников образовательных отношений. Основные характеристики ДОУ Цель и смысл деятельности детского сада, его миссия Принципы жизни и воспитания в детском саду Цель: формирование личности каждого дошкольника. Смысл: разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Миссия: обеспечение благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Воспитательная работа педагогов ДОУ с воспитанниками основывается на духовно-нравственных и социокультурных ценностях и принятых в обществе правилах и нормах поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на семь принципов. Принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, ее свободного развития; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования. Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, которые разделяют все участники образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение. Принцип культуросообразности. Воспитание на основе культуры и традиций России, в том числе культурных особенностях региона. Принцип следования нравственному примеру. Пример как 8 Образ детского сада, особенности, символика, внешний имидж Отношения к воспитанникам, их родителям (законным представителям), сотрудникам и партнерам метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни. Принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения. Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения. Принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурноэтнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования Образ: атмосфера психологического комфорта и эмоционального благополучия для развития свободной творческой и активной личности дошкольника; интеграция наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов ДОУ. Детский сад предоставляет детям возможность развиваться разносторонне, а взрослым проявить себя профессионально. Особенности: ДОУ находится в сельской местности, в котором проживают люди разных национальностей (русские, буряты, татары) учитывает условия национально – культурных особенностей населения. Символика: логотип ДОУ; Внешний имидж: учреждение имеет официальный сайт, на котором выставляются информационные материалы, обновление проходит раз в 10 дней. Система отношений в ДОУ к воспитанникам, их родителям (законным представителям), сотрудникам и социальным партнерам основана на взаимном уважении. Отношение к воспитанникам в рамках детско-взрослой общности педагоги выстраивают на основе признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Предоставляют воспитанникам право выбора, поддерживают детскую инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, реализуют современные педагогические технологии для успешной социализации воспитанников и развития у них коммуникативных навыков. Отношение к родителям (законным представителям) воспитанников строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ДОУ и приоритета семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка. Педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует их и детей первым, описывает события и ситуации, но не дает им оценки. Педагог всегда внимателен к детям и родителям (законным 9 Ключевые правила детского сада Традиции и ритуалы, особые нормы этикета в детском саду представителям). Отношение к сотрудникам и партнерам строится на основе принципов открытости и кодекса нормы профессиональной этики и поведения. Культура поведения воспитателя – основополагающая часть уклада. Каждый член коллектива имеет свой профессиональный имидж: внешний вид, культуру общения, интеллект, приветливую улыбку, привлекательность манер поведения, гордость за свое учреждение и воспитанников. Воспитание–целенаправленное взаимодействие взрослых и детей на основе ключевых правил ДОУ: • на личном примере формировать у детей ценностные ориентиры, нормы общения и поведения; • мотивировать детей общаться друг с другом и поощрять стремление к взаимодействию; поощрять детскую дружбу, чтобы она принимала общественную направленность; • содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам; • насыщать жизнь детей событиями, которые сплачивают и объединяют; • следовать общим для всех правилам, нормам поведения и традициям Традиционным является проведение: государственных праздников («День Знаний», «День Защитника Отечества»,«Международный женский день», «День Победы», «День России», «День Государственного флага Российской Федерации»); сезонных праздников(«Осенины», «Новый год», «Сагаалган» «Масленица», «Пасха»); тематических мероприятий («День Здоровья», «День открытых дверей», ); социальных акций («Велопробег», «Бессмертный полк», «Окна Победы», «Аллея выпускников», «Шашечный турнир»); персональные выставки детей; тематические детско–родительские выставки совместного творчества; конференция с учителями школ «На пороге школьной жизни»; Ритуалы ДОУ: Утренний круг «Минутка вхождения в день»; Подведение итогов недели; Именинный каравай в день рождения воспитанников детского сада; Почетное сопровождение выпускников детского сада в школу на школьную линейку, 1сентября ; Нормы этикета, сотрудник ДОУ: которых придерживается каждый 10 Особенности РППС, отражающие образ и ценности детского сада Социокультурный контекст, внешняя социальная и культурная среда детского сада -всегда приветствовать детей и родителей с улыбкой; - информировать родителей о событиях без оценивания и не перекладывать на них ответственность за поведение ребенка в ДОО; - не повышать голос в общении с детьми, родителями, коллегами; - уважительно относиться ко всем участникам образовательных отношений; - сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам. В холлах детского сада: - оформлена "Аллея Славы", где представлены фотографии и краткая информация участников ВОВ, прадедов воспитанников посещающих детский сад. - в старшей группе оформлен патриотический центр, где представлена символика России и республики Бурятия, ДОУ находится в республике Бурятия, в Мухоршибирском районе, в селе Тугнуе. Социально-исторические условия региона обусловили многонациональный состав населения села Тугнуй. Детский сад учитывает эти факторы. Внешняя социокультурная среда детского сада: МБОУ«Тугнуйская СОШ»; Тугнуйская врачебная амбулатория; Тугнуйский сельский Дом Культуры; Тугнуйская сельская библиотека; Бурятский государственный университет; Взаимодействие с социальными партнерами позволяет реализовывать разные направления воспитания и социализации воспитанников. Воспитывающая среда ДОУ Воспитывающая среда ДОУ раскрывает ценности и смыслы, заложенные в укладе. Она включает в себя совокупность условий, предполагающих возможность встречи и взаимодействия детей и взрослых в процессе приобщения к традиционным ценностям российского общества. Основными характеристиками воспитывающей среды ДОУ являются ее содержательная насыщенность и структурированность, она отражает региональные, этнографические социокультурные условия, в которых находится ДОУ, а также является экологичной и безопасной, гармоничной и эстетически привлекательной. Воспитывающая среда тесно связана с РППС и педагогическим коллективом ДОУ и включает в себя: условия для формирования эмоционально-ценностного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям, себе; условия для обретения ребенком первичного опыта деятельности и поступка в соответствии с традиционными ценностями российского общества; условия для становления самостоятельности, инициативности и творческого взаимодействия в разных детско-взрослых и детско-детских общностях, включая разновозрастное детское сообщество. 11 Общности ДОУ В ДОУ выделяют следующие общности: педагог – дети, родители (законные представители) – ребенок (дети), педагог – родители (законные представители). Ценности и цели: профессионального сообщества, профессиональнородительского сообщества, детско-взрослой общности: • быть примером в формировании ценностных ориентиров, норм общения и поведения; • побуждать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию; • поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность; • заботиться о том, чтобы дети постоянно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности; • содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу; • воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.); • учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят; • воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение. Особенности организации всех общностей и их роль в процессе воспитания детей. Профессионально-родительская общность включает работников ДОУ и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в детском саду. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в детском саду. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания. Субъектом воспитания и развития детей дошкольного возраста является детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и 12 сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности. Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными. Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она обладает своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач. Особенности обеспечения возможности разновозрастного взаимодействия детей. В детском саду обеспечена возможность взаимодействия ребенка, как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности. Задачи воспитания в образовательных областях Содержание воспитательной работы соотнесены с направлениями воспитания и образовательными областями. Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми раннего и дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО: Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» соотносится с патриотическим, духовно-нравственным, социальным и трудовым направлениями воспитания; Образовательная область «Познавательное развитие» соотносится с познавательным и патриотическим направлениями воспитания; Образовательная область «Речевое развитие» соотносится с социальным и эстетическим направлениями воспитания; Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» соотносится с эстетическим направлением воспитания; Образовательная область «Физическое развитие» соотносится с физическим и оздоровительным направлениями воспитания. Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Социальнокоммуникативное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям 13 «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд». Это предполагает решение задач нескольких направлений воспитания: воспитание любви к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей стране; воспитание уважительного отношения к ровесникам, родителям (законным представителям), соседям, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности; воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным и культурным традициям России; содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о добре и зле, прекрасном и безобразном, правдивом и ложном; воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, общительности, дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила, активной личностной позиции. создание условий для возникновения у ребёнка нравственного, социально значимого поступка, приобретения ребёнком опыта милосердия и заботы; поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей. Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Познавательное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Человек», «Семья», «Познание», «Родина» и «Природа», что предполагает: воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны; приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию народов России; воспитание уважения к людям - представителям разных народов России независимо от их этнической принадлежности; воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу, гимну); воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны, приобретение первого опыта действий по сохранению природы. Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Речевое 14 развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Культура», «Красота», что предполагает: владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения; воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке). Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Красота», «Культура», «Человек», «Природа», что предполагает: воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения, любви) к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социокультурного), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями); приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной культуры с целью раскрытия ценностей «Красота», «Природа», «Культура»; становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для гармонизации внешнего мира и внутреннего мира ребёнка; формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения детьми; создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми). Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье», что предполагает: формирование у ребёнка возрастосообразных представлений о жизни, здоровье и физической культуре; становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, интереса к физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, к овладению гигиеническим нормам и правилами; воспитание активности, самостоятельности, уверенности, нравственных и волевых качеств. Формы совместной деятельности в ДОУ Программа воспитания предусматривает три основные формы совместной 15 деятельности в ДОУ: работа с родителями; события ДОУ; совместная деятельность в образовательных ситуациях. Работа с родителями (законными представителями). Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения детского сада. Виды и формы деятельности по организации сотрудничества педагогов и родителей (законных представителей), используемые в ДОУ в процессе воспитательной работы: родительское собрание; детско–родительские клубы; педагогические лектории (педагогическое просвещение); родительские конференции; круглые столы; коуч- встречи; маршруты выходного дня; встреча с интересными людьми; спортивные мероприятия; мастер-классы, творческие мастерские. События ДОУ. Реализация значимых событий в ДОУ проводятся через ведущие виды детской деятельности и включают в себя следующие формы: проекты воспитательной направленности («Сад радости»,«Ветеран живет рядом» и другие); праздники (государственные, народные, сезонные); досуги и развлечения; общие дела (субботники, мастерские); ритмы жизни (утренний и вечерний круг, прогулка); режимные моменты (прием пищи, подготовка ко сну и прочее); свободные игры и деятельность детей; волонтёрское движение (старшие дошкольники-малышам); встречи с интересными людьми (профессии и увлечения родителей). 16 Совместная деятельность в образовательных ситуациях Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей формой организации совместной деятельности взрослого и ребенка по освоению Программы, в рамках которой решаются конкретные задачи воспитания. Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в ДОУ. К основным видам организации совместной деятельности в образовательных ситуациях в ДОУ относятся: • ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы; • социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление рассказов из личного опыта; • чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами, сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть; • разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюды– инсценировки; • рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр видеороликов, презентаций, мультфильмов; • организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или авторских, детских поделок и тому подобное); • экскурсии (в школьный музей, степь в ), посещение спектаклей, выставок; • игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и другие); • демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример педагога, приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд). Календарно-тематический план воспитания дошкольников Дата Воспитательное событие Формы организации образовательного процесса в разных возрастных группах Младшая разновозрастная группа 1 сентября 3 сентября День знаний День окончания Второй мировой войны. Старшая разновозрастная группа Цель: воспитывать интерес к образовательной деятельности, желание учиться и получать знания День Знаний. Участие на Торжественной школьной линейке. Цель: воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине (малой Родине). Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Чтение Алексеев С.П. "Первый ночной 17 День солидарности в борьбе с терроризмом. 10 сентября День Байкала 21 сентября «Осенины» Встреча осени 27 сентября День воспитателя и всех дошкольных работников 21-27 сентября Эколятадошколята Неделя Всемирной акции«Очистим планету от мусора» 1 октября Международный день пожилых людей 1 октября Международный День музыки 4 октября 5 октября День защиты животных День учителя 15 октября День отца в России 1-30 октябрь 4 ноября Развлечение День народного единства 13 Всемирный день - таран" Цель: воспитывать чувство патриотизма, любовь к природе родного края, экологическое сознание Фотосушка «Мое путешествие на Байкал» Цель: воспитывать умение видеть красоту родной природы, времен года на примере осени, бережное отношение к природе Поход-экскурсия по участку Поход с участием родителей детского сада «По родному краю с рюкзаком шагаю» Цель: воспитывать в детях чувство признательности и уважения к труду взрослых Беседа «Кто нас встречает в Рассказ-беседа «Профессиональные праздники: День детском саду?» воспитателя» Цель: воспитывать потребность принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности Проведение Всероссийского конкурса плакатов на экологическую (природоохранную) тему «Эколята – друзья и защитники Природы. Сделаем свою малую Родину чистой!». Цель: воспитывать у детей уважение к людям преклонного возраста Беседа «Как я помогаю своей 1.Беседа «1 октября День пожилых бабушке» людей». 2. Поздравление ветеранов труда, бывших работников детского сада(стихи, песни, открытки сделанные руками детей) Цель: воспитывать у детей ценностное отношение к музыке как к виду искусства Слушание песен М. Шаинского из 1.Сюжетно- ролевая игра мультфильмов «Детский сад» (на музыкальном занятии) Цель: воспитывать у детей гуманное отношение к животным, чувство сострадания и милосердия Чтение сказки С. Я. Беседа-рассказ с элементами Маршака презентации «Сказка о глупом Рассматривание Красной книги мышонке» Бурятии Цель: воспитывать чувство признательности, уважения к труду учителя, желание учиться и получать знания Экскурсия в школу Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок» Цель: воспитывать любовь и уважение к своему папе, чувство гордости за своего отца 1.Выставка рисунков «Мой папа самый сильный» Сотворчество Продуктивная деятельность подарок мамы и ребенка для папы 2. Продуктивная деятельность подарок для папы Осеннее развлечение «Краски осени» Цель: воспитывать уважение к национальным героям, чувство дружбы, патриотизма, гордости за свою большую Родину Тематические занятия Цель: воспитывать добрые чувства к окружающим людям, помочь 18 ноября доброты 26 ноября День матери в России 30 ноября День Государственного герба РФ 30 ноября 5 декабря Всемирный День домашних животных День добровольца (волонтера) в России 8 декабря 8 декабря – Международный день художника 12 декабря День Конституции Российской Федерации 31 декабря Новый год 19 декабря 27 января 8 февраля 10 февраля 14 февраля 21 февраля 23 Эколятадошколята День вечнозеленых растений День снятия блокады Ленинграда День российской науки Сагаалганпраздник Белого месяца Международный день дарения книги Международный день родного языка понять детям, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении Чтение русской народной Чтение М.М. Пришвин сказки «Глоток молока «Заюшкина избушка» (обраб. О. Капицы) Цель: воспитывать любовь и уважение к своей маме, бережное отношение к своей семье Тематические занятия, посвященные Дню матери Продуктивная деятельность «Подарок маме» Цель: воспитывать у детей чувство патриотизма, уважительное отношение к государственным символам России Беседа-рассказ с элементами презентации «Что может герб нам рассказать?» Цель: воспитывать у детей гуманное отношение к животным, чувство сострадания и милосердия Фото- выставка: «Мой любимый питомец» Цель: воспитывать чувство сопереживания, сочувствия к тем, кто нуждается в помощи, желание помочь Рассказ -беседа с элементами презентации «Кто такие волонтеры» Цель: воспитывать интерес к творчеству художников, уважение к их труду 1.Развлечение «День художника» 2.Творческий конкурс «Зима глазами детей» Цель: воспитывать стремление знать и соблюдать законы Российской Федерации Беседа -рассказ с элементами презентации Цель: воспитывать эмоциональную отзывчивость в связи с подготовкой и празднованием Нового года Праздник «Новогодние чудеса» Детско-родительская творческая выставка «Новогоднее окно». Цель: воспитывать художественно-эстетический вкус, интерес и желание заниматься продуктивными видами деятельности Детско-родительская творческая выставка поделок «В лесу родилась Ёлочка»Изготовление елочек из разного материала. Цель: воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны Беседа - рассказ с элементами презентации Цель: воспитывать интерес к познавательной и исследовательской деятельности, уважение к представителям разных профессий Познавательный досуг (викторина) «Экспериментариум» Цель: Воспитание у детей уважения к обычаям и традициям бурятского народа, формирование этнокультурной компетентности Сюжетно- ролевая игра 1.Совместный детско-родительский «Гости на пороге» проект «Сагаалган– праздник Белого месяца». 2. Сказки «Сагаан Убугуна» Цель: воспитывать бережное отношение к книгам, желание сделать приятный подарок сверстнику Акция «Подари книгу другу» Цель: воспитать уважение и любовь к родному языку, к другим языкам Беседа «Международный день Родного языка» Вечер русских и бурятских народных сказок Цель: воспитывать уважение к защитникам Родины, чувство 19 февраля День Защитника Отечества 8 марта Международный женский день 11-17 марта Масленица 21 марта Всемирный день поэзии 22 марта Всемирный день воды 27 марта Всемирный день театра 2 апреля Международный день детской книги 7 апреля Всемирный день здоровья 12 апреля День космонавтики 22 апреля День МатериЗемли 1 мая Праздник весны и труда 9 мая День Победы 1 июня Международный День защиты детей патриотизма и гордости за свою страну Продуктивная деятельность: подарок для папы Тематические развлечения Цель: воспитывать уважение ко всем женщинам, чувство доброты и благодарности Праздник «Весенние перезвоны» Цель: воспитывать чувство патриотизма, интерес и уважение к русским народным праздникам и традициям Продуктивная деятельность Развлечение" Масленица широкая!" -лепка"Блины" Совместная детско-родительская Ярмарка Цель: воспитывать положительное эмоциональное отношение к литературным поэтическим произведениям Литературная гостиная «Читаем стихи на родном языке» Цель: Воспитывать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, экологическое сознание Беседа-рассказ с элементами Игры с водой презентации Экспериментирование с водой Цель: воспитывать положительное эмоциональное отношение к театру, уважение к представителям разных профессий Участие в театрализованных играх Создание коллекции «Театр в чемодане» по мотивам русских народных сказок Цель: воспитывать бережное отношение к книгам Выставка «Моя любимая книга» Создание мини-музея Центр книги «Такие разные книги» Цель: воспитывать стремление к здоровому образу жизни Физкультурный досуг Беседа-рассказ с элементами презентации Цель: воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою страну, любовь к своей Родине Макетирование РППС «Солнечная система» Цель: воспитание чувства ответственности за экологическое состояние нашей планеты Чтение глав из книги П. Клушанцева «О чем рассказал телескоп» Цель: воспитывать потребность принимать активное участие в Природоохранной и экологической деятельности «Экологический субботник» Цель: воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, чувство патриотизма и гордости за свою страну Цель:воспитыватьнравственно-эстетическиеценности,стремленияк культурному отдыху Музыкально-развлекательная программа «Счастье, солнце, дружба - вот то детям нужно!» Предметно-пространственная среда ДОУ отражает федеральную, ведомственную, региональную специфику и включает: оформление помещений; оборудование; игрушки. Реализация воспитательного потенциала РППС предусматривает совместную 20 деятельность педагогов, воспитанников, других участников образовательных отношений по ее созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе. Части среды, которые используются в воспитательной работе: знаки и символы России, Бурятии; компоненты среды: - отражающие региональные, этнографические условия: центр детской активности «Моя Родина»; - отражающие экологичность, природосообразность и безопасность: центры детской активности «Уголок природы», «Центр безопасности»; - обеспечивающие детям возможность общения, игры и совместной деятельности: сюжетно-ролевые игры, театрализованные, подвижные и другие; - отражающие ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей: ……. - обеспечивающие ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий: центр познавательной активности ребенка, формирующий научную картину мира; «Экспериментальная лаборатория», библиотека научной литературы «Хочу все знать!»; - обеспечивающие ребенку возможность посильного труда: центр трудового воспитания «Я сам!»; - обеспечивающие ребенку возможности для укрепления здоровья, физической культуры и спорта: центр «Будь здоров!», спортивный уголок; - предоставляющие ребенку возможность погружения в культуру России: центр детской активности «Моя Родина», художественно-эстетический центр «Творческая мастерская «Матрешка», книжный уголок – библиотека «Моя Родина - Россия», центр театра - «Русская сказка». Вся среда ДОУ является гармоничной и эстетически привлекательной. Игрушки, материалы и оборудование соответствуют возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста и имеют документы о соответствии требованиям безопасности. Социальное партнерство Реализация воспитательного потенциала ДОУ предусматривает взаимодействие со следующими социальными институтами: Социальное партнерство и детско–взрослая общность МБДОУ "Тугнуйская СОШ" Наличие преемственности в работе детского сада и школы; Совместные торжественные линейки ко Дню знаний, Последний звонок. Тугнуйская врачебная Лекции, консультации, для амбулатория воспитанников, родителей воспитанников и воспитателей ДОУ о ЗОЖ. Тугнуйский Дом культуры Участие детей ДОУ в сельских праздниках "Масляница", "День села", 21 "День Победы", смотрах-конкурсах. Тугнуйская библиотека сельская Совместные праздники "Международный День детской книги", "Международный День дарения книги". Дети старшей группы являются читателями сельской библиотеки. Совместно проводятся акции: "Книге новую жизнь", "Подари книгу другу". Социальное партнерство и профессиональная общность Бурятский государственный Проводятся курсы повышения университет квалификации БГУ на базе детского сада, Бурятский республиканский педагоги ДОУ регулярно проходят институт образовательной аттестацию и курсы повышения политики квалификации на базе БРИОП. Администрация МО СП Материальная и финансовая помощь Тугнуйское детскому саду при проведении массовых мероприятий и ремонте детского сада, а также администрация СП Тугнуйское участвует в детских утренниках: "День Победы", "До свидания детски сад!" Тугнуйский образовательный Обмен опытом через консультации, округ, куда входят детские мастер-классы, КВНы, круглые столы, сады сел: Бом, Кусоты, методические объединения. Нарсата, Галтай, ХошунУзур, Усть-Алташа, Цолга и Тугнуй На сегодняшний день социальное партнёрство ДОУ является неотъемлемой частью образовательной системы. Благодаря ему воспитанники получают возможность расширить свой кругозор, раскрыть свои таланты. Такое сотрудничество способствует успешной социализации детей, реализации воспитательного процесса, развитию творческого потенциала дошкольников. 22 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ. Кадровое обеспечение Методическая детализация реализации воспитательной деятельности педагога осуществляется в процессе ее проектирования и организации: Наименование Функционал, связанный с организацией и должности реализацией воспитательного процесса - управляет воспитательной деятельностью на уровне ДОУ; - разрабатывает необходимые для организации воспитательной деятельности в ДОУ нормативные Заведующий документы (положения, инструкции, должностные и детским садом функциональные обязанности); - создает условия, позволяющие педагогическому составу реализовать воспитательную деятельность; - проводит анализ итогов воспитательной деятельности в ДОУ за учебный год; - осуществляет контроль за исполнением управленческих решений по воспитательной деятельности в ДОУ. - Планирует воспитательную деятельность в ДОУ на учебный год, включая календарно-тематический план воспитательной работы на учебный год; - осуществляет организацию воспитательной деятельности в ДОУ; - выполняет организацию практической работы в ДОУ в соответствии с календарным планом воспитательной работы; - проводит мониторинг состояния воспитательной деятельности в ДОУ; - отвечает за организационно-координационную работу при проведении общесадовых воспитательных мероприятий; - организует участие воспитанников в районных и - формирует у воспитанников активную гражданскую позицию, сохраняет и приумножает Воспитатели нравственные культурные и научные ценности в условиях современной жизни, обеспечивает сохранение традиций ДОУ; - организует работу по формированию общей культуры будущего школьника; -внедряет здоровый образ жизни; -внедряет в практику воспитательной деятельности научные достижения, новые технологии образовательного процесса; - организует участие воспитанников в мероприятиях, проводимых районными, региональными и 23 другими структурами в рамках деятельности. Младшие воспитатели воспитательной - совместно с воспитателем обеспечивает занятие обучающихся творчеством, трудовой деятельностью; - участвует в организации работы по формированию общей культуры будущего школьника; Педагоги ДОУ проходят аттестацию по графику через 5 лет, повышение квалификации 1 раз в 3 года. Нормативно–методическое обеспечение Перечень локальных правовых документов ДОО, в которые вносятся изменения в соответствии с рабочей программой воспитания: - Программа развития ДОУ - Годовой план работы на учебный год - Календарный учебный график; - Должностные инструкции педагогов, отвечающих за организацию воспитательной деятельности в ДОУ; Подробное описание приведено на сайте МАДОУ "Тугнуйский детский сад "Колобок" в разделе "Документы", "Образование" Информационное обеспечение реализации Программы воспитания. В общении с родителями активно используются дистанционные образовательные технологии. Информационная оперативность и доступность общения обеспечивается в режиме общения групп, созданных в социальных сетях, электронной перепиской через почту детского сада. С целью информационного обеспечения реализации программы воспитания на официальном сайте учреждения представлены разделы: - консультации педагогов 24